Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2013 по делу N А32-33222/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления главы администрации Краснодарского края от 5 марта 2009 года N 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу № А32-33222/2012

Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2013.
Решение изготовлено в полном объеме 11.06.2013.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бутченко Ю.В.,
судей Гладкова В.А., Колодкиной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Золотаревой Веры Петровны, г. Геленджик;
индивидуального предпринимателя Школа Николая Петровича, г. Геленджик,
к Администрации Краснодарского края, г. Краснодар

о признании недействующим Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.20123 № 874 о внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" в части дополнения п. 1.5 Приложения № 8 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" подпунктами 1.5.7, 1.5.8, третье лицо: Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, к. Краснодар
при участии в заседании представителей:
от заявителей: Коник А.В. (доверенность от 20.11.2012); Школа О.Н. (доверенность от 04.04.2011);
от заинтересованного лиц: Харитонов Н.Н. (доверенность от 24.12.2012);
от третьего лица: Шашкова Ю.С. (доверенность от 28.01.2012),

установил:


индивидуальные предприниматели Золотарева Вера Петровна и Школа Николай Петрович (далее - заявители, предприниматели) обратились в арбитражный суд с заявлением к Администрации Краснодарского края (далее - Администрация) о признании недействующим Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.20123 № 874 о внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" в части дополнения п. 1.5 Приложения № 8 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" подпунктами 1.5.7, 1.5.8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство).
Представители предпринимателей заявили ходатайство об уточнении оснований требований в порядке статьи 49 АПК РФ, которое в ходе судебного заседания поддержали, и просили считать заявленными требования о признании постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 874 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" в части дополнения п. 1.5 Приложения № 8 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" подпунктами 1.5.7, 1.5.8, как не соответствующим пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", статьям 2, 6 и пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Относительно указания на ст. 18, 55 Конституции Российской Федерации просили суд не проверять оспариваемые положения нормативного правового акта, а заявили ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, в связи с чем приостановить производство по делу. Пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", статьям 2, 6 и пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поскольку создают препятствия для получения субсидий после наводнения им, как предпринимателям, следовательно, нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности. Субсидии, как физическими лицами, находящимися в зоне наводнения, ими получены. Заявители настаивали на удовлетворении уточненных заявленных требований.
Представитель администрации возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему. Пояснил, что оспариваемые положения приняты в пределах полномочий субъекта РФ, не противоречит и соответствует положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 04.04.2008 № 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае", пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае". Не возражал против удовлетворения ходатайства заявителей об уточнении требований. Возражал против удовлетворения ходатайства заявителей о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствуют основания для его удовлетворения.
Представитель министерства возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему. Пояснил, что в соответствии со статьями 11, 64 Налогового кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения", виды деятельности заявителей не относятся к сезонным видам деятельности и в установленный перечень не входят; оспариваемые положения нормативного правового акта приняты в пределах полномочий субъекта РФ, не противоречит положениям названных заявителем нормативных правовых актов. Не возражал против удовлетворения ходатайства заявителей об уточнении требований. Возражал против удовлетворения ходатайства заявителей о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствуют основания для его удовлетворения.
Суд, рассмотрев ходатайство заявителей об уточнении оснований требований с учетом позиции заявителей, изложенной в судебном заседании, считает его подлежащим удовлетворению в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ. Считать заявленными требования о признании постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 874 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" в части дополнения п. 1.5 Приложения № 8 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" подпунктами 1.5.7, 1.5.8, не соответствующим пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", статьям 2, 6 и пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.
В целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 874 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" п. 1.5 Приложения № 8 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" дополнен подпунктами 1.5.7, 1.5.8. следующего содержания:
"1.5.7. Представляющим в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль организаций; налогу на доходы физических лиц; по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения; по единому сельскохозяйственному налогу, в которых содержатся сведения об отсутствии в 2011 году полученных доходов и произведенных расходов у субъектов малого и среднего предпринимательства (для субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных до 1 декабря 2011 года).
1.5.8. Представляющим в налоговые органы налоговые декларации, в которых содержатся сведения об отсутствии в четвертом квартале 2011 года и первом квартале 2012 года деятельности у субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.";
Данное постановление опубликовано на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 02.08.2012, а также в газете "Кубанские новости", № 153, 13.08.2012.
Как следует из материалов дела, Школа Н.П., проживающий в г. Геленджик, с. Дивноморское, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.11.2006, ОГРНИП 306230432100041, согласно выписки из ЕГРИП от 28.11.2012, основным видом экономической деятельности является деятельность такси (код ОКВЭД 60.22); дополнительными видами являются, в том числе, розничная торговля в палатках и на рынках (52.62), всего 11 дополнительных видов деятельности.
Согласно договора аренды земельного участка от 24.04.2012 № 4000034274, заключенного с администрацией МО Г-к Геленджик (арендодателем) и гр. Школа Н.П. (арендатором), принят в аренду в г. Геленджик, с. Дивноморское на период курортного сезона 2012 года с 15.05. по 15.10.2012 земельный участок 4 кв. м. для установки собственной конструкции для продажи печатной, полиграфической продукции.
Согласно договора аренды земельного участка от 28.06.2012, заключенного с Батешовым О.С. (арендодателем) и гр. Школа Н.П. (арендатором), принят в аренду в г. Геленджик, с. Дивноморское на период с 01.07. по 30.09.2012 земельный участок 10 кв. м. для реализации книгопечатной продукции, канцелярских товаров, игрушки.
Как следует из материалов дела, Золотарева В.П., проживающая в г. Геленджик, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.04.2005, ОГРНИП 305230411701888, согласно выписки из ЕГРИП от 28.11.2012, основным видом экономической деятельности является розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов (код ОКВЭД 52.48.34); дополнительными видами являются, в том числе, розничная торговля различными товарами, всего 14 дополнительных видов деятельности.
Согласно договора аренды от 01.06.2012, заключенного с Кисиль Т.И. (арендодателем) и гр. Золотаревой В.П. (арендатором), принят в аренду в с. Дивноморское на период с 01.06. по 15.10.2012 нежилое помещение площадью 15 кв. м.
ИП Школа Н.П. и Золотарева В.П. 09.08.2012 обратились в министерство с заявлениями на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения затрат.
Заявителям отказано в предоставлении субсидий на основании п. 1.5 Порядка предоставления субсидий, поскольку за 4 квартал 2011 года и 1, 2 кварталы 2012 года налоги ими не исчислены, не уплачены, деятельность не велась.
В соответствии со справками МКУ "Управление гражданской защиты МО г-к Геленджик от 24.10.2012 № 2727 и № 2728, выданных гр. Школа Н.П. и Золотаревой В.П. соответственно, объекты торговли (по договору аренды от 28.06.2012, заключенным с Батешовым О.С. (арендодателем) и гр. Школа Н.П. (арендатором); договору аренды от 01.06.2012, заключенным с Кисиль Т.И. (арендодателем) и гр. Золотаревой В.П. (арендатором)) находились в зоне чрезвычайной ситуации на территории МО г-к Геленджик 06 и 07.07.2012.
Предприниматели, посчитав, что постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 874 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" в части дополнения п. 1.5 Приложения № 8 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" подпунктами 1.5.7, 1.5.8, не соответствует пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", статьям 2, 6 и пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и нарушает их права и законные интересы при осуществлении финансовой и иной экономической деятельности, обратились с настоящим заявлением в суд.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Закона № 209-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; 4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 10 Закона № 209-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся: участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в частности, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах.
Согласно части 2 указанной статьи закона при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 16 Закона 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В части 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 (главы 10) Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В подпункте 2 пункта 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства компетенции. При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности в обязательном порядке, категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий, перечни документов, необходимые для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых для получения субсидий.
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, и условиям, предусмотренным региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом, в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные соответствующей региональной программой развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
В статье 2 названного закона установлено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4, п. "б" части 1 и п. "г" части 2 статьи 5 названного закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно уставу Краснодарского края правовыми актами главы администрации (губернатора) края являются постановления и распоряжения. Администрация края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
В целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 4 апреля 2008 года № 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 150 от 05.03.2009 утверждены, в том числе, долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" (приложение № 1; далее - Программа), которая опубликована в газете "Кубанские новости", № 41, 19.03.2009.
Основными целями Программы является повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития Краснодарского края, увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании всех составляющих валового регионального продукта Краснодарского края (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий), обеспечение конкурентоспособности продукции, товаров, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем и внешних рынках, формирование единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края, включая создание и развитие автоматизированной информационной системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края, совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Задачами Программы является развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, осуществляющих инновационную деятельность, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, совершенствование внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства, поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров в Краснодарском крае, внедрение механизмов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), создание и развитие информационной системы реестра и портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.
Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с администрацией Краснодарского края обеспечить в рамках федеральной и региональной программ поддержки малого и среднего предпринимательства предоставление субсидий на компенсацию затрат предпринимателям, пострадавшим от наводнения 6 - 7 июля 2012 г. в сумме 360 млн. рублей, в том числе на предоставление грантов в сумме не менее 200 млн. рублей, и компенсацию затрат по договорам лизинга в сумме 110 млн. рублей.
В целях реализации Закона № 209-ФЗ и совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.07.2012 № 839 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2009 года № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы", постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 150 от 05.03.2009 дополнено Приложением № 8 согласно приложению № 5 к настоящему постановлению - Порядком предоставления субсидий отдельным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения из краевого бюджета затрат на осуществление предпринимательской деятельности (далее - Порядок предоставления субсидий), которое опубликовано в газете "Кубанские новости", № 143, 01.08.2012.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 Порядка предоставления субсидий указанный порядок определяет механизм предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации, имущество которых находилось в зоне подтопления (затопления) на территориях муниципальных образований, в которых в 2012 году введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванный наводнением, в целях возмещения из краевого бюджета затрат на осуществление предпринимательской деятельности (далее - субсидии).
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются на: приобретение оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей, не являющихся специализированным и специальным автотранспортом), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий, программного обеспечения, товаров для осуществления видов деятельности, указанных субъектом малого и среднего предпринимательства в заявлении на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения затрат согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (далее - заявленные на субсидирование виды деятельности); ремонт объектов движимого и недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов малого и среднего предпринимательства, используемых для осуществления заявленных на субсидирование видов деятельности.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства однократно в течение финансового года (год предоставления субсидии) в размере, указанном в заявлении на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения затрат, но не более 300 тысяч рублей.
Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидий предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка.
В пункте 1.4 Порядка предоставления субсидий, установлены требования к субъекту малого и среднего предпринимательства, которому субсидии предоставляются.
В пункте 1.5 Порядка предоставления субсидий определены требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым субсидии не предоставляются: 1.5.1. Являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами. 1.5.2. Являющимся участниками соглашений о разделе продукции. 1.5.3. Осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. 1.5.4. Являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. 1.5.5. Осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. 1.5.6. Не представляющим в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 874 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" в целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства внесены в приложение № 8 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2009 года № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" изменения в пункт 1.5, который дополнен подпунктами 1.5.7, 1.5.8 следующего содержания:
"1.5.7. Представляющим в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль организаций; налогу на доходы физических лиц; по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения; по единому сельскохозяйственному налогу, в которых содержатся сведения об отсутствии в 2011 году полученных доходов и произведенных расходов у субъектов малого и среднего предпринимательства (для субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных до 1 декабря 2011 года).
1.5.8. Представляющим в налоговые органы налоговые декларации, в которых содержатся сведения об отсутствии в четвертом квартале 2011 года и первом квартале 2012 года деятельности у субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.";
С учетом изложенного внесение изменений в пункт 1.5 Порядка предоставления субсидий, в части определения субъектов (категорий лиц), имеющих право на получение субсидий, принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ по вопросам субсидирования из краевого бюджета. Суд не усматривает противоречий и не соответствия оспариваемых положений постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 874 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" положениям пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", статьям 2, 6, 10 и пункту 3 статьи 14, статье 16 Закона № 209-ФЗ.
Как следует из представленных налоговых деклараций ИП Школа Н.П. поданы в налоговый орган за периоды 4 квартала 2011 года и 1, 2, 3 кварталы 2012 года декларации по налогу, уплачиваемому на вмененный доход для отдельных видов деятельности; ИП Золотарева В.П. за 4 квартал 2011 года поданы декларации по налога на доход физических лиц и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1 квартал 2012 года по налогу на добавленную стоимость.
Согласно налоговых деклараций за периоды 4 квартала 2011 года и 1 квартала 2012 года заявителями налоги, подлежащие уплате в бюджет, не исчислены.
По существу заявители указывают, что оспариваемые положения нарушают их права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в связи с дополнением пункта 1.5 Порядка субсидирования подпунктами 1.5.7, 1.5.8, они, как предприниматели, находящиеся в зоне наводнения, не подпадают под критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий. В судебном заседании представители заявителей пояснили, что, как физические лица, субсидии ими получены.
Вместе с тем, Порядок предоставления субсидий за счет средств субъекта РФ издан с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 и в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Данным Порядком определены категории и (или) критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В силу пункта 1 части 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные соответствующими региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы.
При этом, согласно статье 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, вид деятельности в качестве предпринимательской деятельности граждане вправе выбирать самостоятельно и осуществляют ее на свой риск, при этом время осуществления деятельности предприниматели определяют также самостоятельно.
В соответствии со статьями 11, 64 Налогового кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения", виды деятельности заявителей не относятся к сезонным видам деятельности и в установленный перечень не входят.
Доказательств препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, заявителями не представлено, и учитывая то, что оспариваемые положения приняты в пределах полномочий, и такие полномочия установлены нормативно, то при установленных по делу обстоятельствах, оспариваемое положение в части установления субъектов на территории Краснодарского края, имеющих право на получение субсидий за счет средств бюджета Краснодарского края, не нарушает действующее законодательство.
Согласно части 3 статьи 13 АПК РФ если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
Суд, рассмотрев ходатайство заявителей о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и приостановлении производства по делу, не нашел в рассматриваемом случае оснований для его удовлетворения с учетом изложенных выводов; оснований для направления запроса в порядке части 3 статьи 13 АПК РФ не установлено; доказательств обращения заявителей в Конституционный суд Российской Федерации не представлено, следовательно, основания для приостановления производства по делу отсутствуют.
С учетом изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителей.
Руководствуясь статьями 49, 110, 159, 167 - 170, 176, 193 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Ходатайство заявителей об уточнении требований удовлетворить.
Считать заявленными требования о признании постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 874 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" в части дополнения п. 1.5 Приложения № 8 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" подпунктами 1.5.7, 1.5.8, не соответствующим пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", статьям 2, 6 и пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Ходатайство заявителей о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановлении производства по делу оставить без удовлетворения.
Признать постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 874 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" в части дополнения п. 1.5 Приложения № 8 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы" подпунктами 1.5.7, 1.5.8, соответствующим пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", статьям 2, 6 и пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителей.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа суд.

Председательствующий судья
Ю.В.БУТЧЕНКО

Судьи
В.А.ГЛАДКОВ
В.Г.КОЛОДКИНА


------------------------------------------------------------------