Решение Городского Собрания Сочи от 30.05.2013 N 61 "Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи в 2012 году"



ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ СОЧИ

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. № 61

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА-КУРОРТА
СОЧИ В 2012 ГОДУ

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27 и пунктом 4 статьи 54.3 Устава города Сочи Городское Собрание Сочи решило:
1. Отчет председателя Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи В.В. Астафьева о деятельности за 2012 год принять к сведению (прилагается).
2. Администрации города Сочи опубликовать настоящее решение в уполномоченных Городским Собранием Сочи печатных органах.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на администрацию города Сочи и комитет Городского Собрания Сочи по бюджету, финансам, налогам и сборам, инвестиционной деятельности.

Председатель
Городского Собрания Сочи
А.Н.ЛУЦЫК





Приложение
к решению
Городского Собрания Сочи
от 30 мая 2013 № 61

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи в 2012 году (далее - Отчет) представляется в Городское Собрание Сочи в соответствии со статьей 23 Положения о Контрольно-счетной палате города-курорта Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 24 мая 2012 года № 81 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города-курорта Сочи".
Отчет рассмотрен и утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи 26 апреля 2013 года (решение № 23).
Отчет отражает деятельность Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи (далее - Контрольно-счетная палата) по реализации задач, определенных законодательством Российской Федерации.

Цели, задачи и полномочия Контрольно-счетной палаты

Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", федерального законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, Устава города Сочи, решений Городского Собрания Сочи, Положения о Контрольно-счетной палате города-курорта Сочи (далее - Положение).
Целями деятельности Контрольно-счетной палаты являются осуществление на территории города Сочи внешнего финансового контроля за исполнением бюджета города Сочи, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Сочи, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Сочи.
Деятельность Контрольно-счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, независимости, эффективности и гласности.
Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия:
- контроль за исполнением бюджета города Сочи;
- экспертиза проектов бюджета города Сочи;
- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Сочи;
- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города Сочи, а также средств, получаемых бюджетом города Сочи из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими городу Сочи;
- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета города Сочи, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета города Сочи и имущества, находящегося в собственности города Сочи;
- финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств города Сочи, а также муниципальных программ;
- анализ бюджетного процесса в городе Сочи и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
- подготовка информации о ходе исполнения бюджета города Сочи, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Городское Собрание Сочи и Главе города Сочи;
- участие в пределах компетенции в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
- осуществление иных полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, Уставом города Сочи и решениями Городского Собрания Сочи.
В процессе реализации полномочий, определенных Положением, Контрольно-счетная палата осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в отношении:
- органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений, унитарных предприятий города Сочи, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности города Сочи;
- иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета города Сочи в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета города Сочи, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета города Сочи.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Счетная, статьей 3 Положения о бюджетном процессе в городе Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 17.01.2008 № 6 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Сочи", Контрольно-счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями в городе Сочи. Контрольно-счетная палата как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль, проводит проверку формирования и исполнения бюджета города Сочи. По результатам проверок подготавливает заключения на проекты решений Городского Собрания Сочи о бюджете города Сочи на очередной финансовый год и на плановый период и на отчеты об исполнении бюджета города Сочи за отчетный финансовый год, а также осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Сочи за отчетный финансовый год.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Бюджетным кодексом Российской Федерации данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджетов каждого финансового года, реализуемый на трех последовательных стадиях - стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.
В 2012 году Контрольно-счетная палата одновременно осуществляла контроль бюджета города Сочи: на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (на стадии формирования), на 2012 год (текущее исполнение) и за 2011 год (исполнение за отчетный финансовый год).
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет единую систему контроля Контрольно-счетной палаты за формированием и исполнением бюджета города. В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты, поручениями Городского Собрания Сочи, председателя Городского Собрания Сочи, предложениями и запросами Главы города Сочи проводятся тематические проверки, экспертно-аналитические мероприятия.

Основные направления деятельности
Контрольно-счетной палаты в 2012 году

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате Контрольно-счетная палата в процессе реализации возложенных на нее задач осуществляет внешний муниципальный финансовый контроль в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В числе главных задач, на решении которых были сконцентрированы внимание и усилия Контрольно-счетной палаты в 2012 году, - это обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета города Сочи.
В 2012 году Контрольно-счетная палата сосредоточила усилия на анализе выполнения городских целевых программ, мер и мероприятий, принимаемых органами местного самоуправления в целях достижения заданных результатов и выполнения критериев программ.
Одним из приоритетов являлось осуществление контроля за реализацией мероприятий краевой целевой программы и городской целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта на 2011 - 2013 годы", также проводился мониторинг выделения и расходования бюджетных средств по указанным программам.
Основной задачей каждого экспертно-аналитического и контрольного мероприятия было формирование предложений, направленных на повышение эффективности деятельности отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации города Сочи, муниципальных учреждений и предприятий города Сочи и роста результативности бюджетных расходов. Основной акцент в работе был сделан на качественный анализ и системную оценку достаточности и результативности использования финансовых ресурсов для решения стратегических задач развития города Сочи.
В соответствии с задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основным приоритетом деятельности Контрольно-счетной палаты в 2012 году в рамках контрольных мероприятий, направленных на расходование средств в сфере образования, культуры, физкультуры, было проведение:
- анализа правового обеспечения и организации работы по предоставлению муниципальных услуг;
- анализа оказания муниципальными учреждениями муниципальных услуг, выполняемых за счет средств бюджета города;
изучение административных регламентов и стандартов предоставления муниципальной услуги;
- анализа уровня обеспеченности объектами социальной сферы;
- анализа эффективности использования муниципального имущества;
- проверки законности, эффективности использования бюджетных средств, выделенных на городскую целевую программу "Программа социально-экономического развития города Сочи" - подпрограмма "Развитие социальной сферы".
Кроме того, в 2012 году Контрольно-счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых позволили оценить:
- действенность мер, принимаемых органами администрации города в сфере администрирования доходов бюджета;
- эффективность управления финансами и муниципальной собственностью;
- использование бюджетных средств, направленных на развитие и модернизацию городской инфраструктуры, в первую очередь - строительство и капитальный ремонт жилого фонда, автомобильных дорог, объектов социальной сферы;
- анализ эффективности реализации городских долгосрочных целевых программ и муниципальных заданий.
Достижение намеченных целей неразрывно связано с повышением эффективности деятельности Контрольно-счетной палаты за счет:
- совершенствования правового, информационно-технологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности;
- поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, материально-технического и финансового потенциала Контрольно-счетной палаты;
- повышения квалификации работников Контрольно-счетной палаты;
- повышения уровня и качества взаимодействия Контрольно-счетной палаты со Счетной палатой Российской Федерации, Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, контрольно-счетными органами муниципальных образований и правоохранительными органами.
В 2012 году была продолжена работа по развитию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность Контрольно-счетной палаты.
С 1 октября 2011 года вступил в действие Федеральный закон № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон № 6-ФЗ).
В 2012 году принято новое Положение "О Контрольно-счетной палате города-курорта Сочи", которое утверждено 24 мая 2012 года.
Важным направлением работы Контрольно-счетной палаты в 2012 году является развитие межмуниципального сотрудничества. С мая 2002 года Контрольно-счетная палата является членом Союза МКСО, осуществляет активное взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С 2012 года председатель Контрольно-счетной палаты В.В. Астафьев избран заместителем председателя Союза МКСО. Он участвует в заседаниях Президиума Союза МКСО, которые проводятся с участием председателя Счетной палаты Российской Федерации, глав регионов, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации. Президиумом решаются актуальные вопросы в сфере развития внешнего муниципального финансового контроля, в том числе обсуждаются законопроекты в сфере бюджетных отношений, управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью, деятельности контрольных органов и вносятся предложения через Счетную палату Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации.
В 2012 году в Краснодарском крае создан Совет контрольно-счетных органов Краснодарского края, членом которого является Контрольно-счетная палата города-курорта Сочи. Цели создания Совета - повышение эффективности системы государственного и муниципального финансового контроля Краснодарского края, координация деятельности контрольно-счетных органов различных уровней и укрепление сотрудничества между ними.
Сотрудники Контрольно-счетной палаты принимали участие в цикле обучающих семинаров для председателей, заместителей и аудиторов контрольно-счетных органов по программе "Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований", проводимых Законодательным Собранием Краснодарского края и Контрольно-счетной палатой Краснодарского края на базе Краснодарского регионального института агробизнеса.
В ходе семинара были рассмотрены актуальные для контрольно-счетных органов вопросы развития и совершенствования государственного и муниципального финансового контроля, в том числе проблемы реализации Федерального закона № 6-ФЗ в деятельности контрольно-счетных органов, методологические вопросы проведения экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, внедрение в деятельность современных информационных технологий и другие вопросы.
Кроме того, три сотрудника Контрольно-счетной палаты прошли краткосрочное обучение в Российском университете дружбы народов по программам "Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований" и "Бюджет региона: анализ, управление, контроль".

Основные итоги работы Контрольно-счетной палаты в 2012 году

В 2012 году Контрольно-счетной палатой проведено 87 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 8 экспертно-аналитических мероприятий. В ходе мероприятий охвачено 100 объектов. Объем средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 3807,2 млн. руб., выявлено нарушений и недостатков - 1201,8 млн. руб., в том числе нецелевое использование бюджетных средств - 151,7 тыс. руб., неэффективное использование бюджетных средств - 160160,7 тыс. руб.
В результате мер, принятых Контрольно-счетной палатой, Городским Собранием Сочи, устранено финансовых нарушений на сумму 24766,6 тыс. руб., из них возмещено средств в бюджет - 23803 тыс. руб., возмещено средств организаций - 161,0 тыс. руб., выполнены работы по ликвидации недостатков в период проведения проверки на сумму 802,6 тыс. руб., доплачены налоги и другие обязательные платежи в бюджеты всех уровней, погашены недостачи материальных ценностей, проводится претензионная работа к подрядным организациям, допустившим нарушения сроков исполнения контрактов, устранены другие недостатки в финансово-хозяйственной деятельности.
Также проведена внешняя проверка бюджетной отчетности 21 главного администратора бюджетных средств города Сочи и подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Сочи за 2011 год.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлено 57 представлений и 1 предписание, 56 представлений снято с контроля. Срок исполнения 1 представления - январь 2013 года.
В результате контрольных мероприятий привлечено к дисциплинарной ответственности 8 человек, направлено 7 материалов в правоохранительные органы, по материалам проверок возбуждено 3 уголовных дела.
На повышение результативности деятельности Контрольно-счетной палаты важное влияние оказывает работа Коллегии Контрольно-счетной палаты.
В соответствии со статьей 20 Положения о Контрольно-счетной палате города-курорта Сочи в отчетном году результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях коллегии Контрольно-счетной палаты.
Всего в 2012 году проведено 12 заседаний коллегии Контрольно-счетной палаты, на которых рассмотрен 71 вопрос: обсуждение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, стандартов и методических рекомендаций по проведению внешнего финансового контроля.
В 2012 году внедрена практика проведения расширенных коллегий с участием депутатов Городского Собрания Сочи, представителей прокуратуры, правоохранительных органов и администрации города Сочи. Заседания расширенной коллегии были направлены на формирование совместных решений, в первую очередь, по повышению эффективности работы в сфере устранения выявленных нарушений и совершенствованию нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата информировала Городское Собрание Сочи, Главу города Сочи и прокуратуру города Сочи путем направления отчетов по проведенным проверкам.
По результатам контрольных мероприятий в адрес проверяемых органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций направлялись представления и информационные письма, исполнение которых находилось на контроле.
Особенностью работы Контрольно-счетной палаты в 2012 году также стало расширение взаимодействия с органами местного самоуправления города Сочи по вопросам повышения качества и достоверности бюджетного процесса, роста результативности бюджетных расходов, поиска дополнительных резервов доходных источников бюджета.
В рамках данного взаимодействия Контрольно-счетная палата принимала активное участие в деятельности рабочих групп и комитетов Городского Собрания Сочи.
Контрольно-счетная палата активно взаимодействует с правоохранительными органами, так, заключены соглашения о порядке сотрудничества и взаимодействия с прокуратурой города Сочи, управлением внутренних дел по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Также Контрольно-счетной палатой заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой Краснодарского края и управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю.
Контрольно-счетная палата принимала участие в российско-китайском семинаре в Счетной палате Российской Федерации на тему: "Аудит бюджетных средств, направленных на подготовку и проведение международных спортивных мероприятий. Аудит крупных инфраструктурных объектов в условиях посткризисного периода" с участием КСО субъектов РФ.

Выводы и предложения


В отчетном году Контрольно-счетной палатой обеспечена реализация целей и задач, возложенных на нее Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Сочи, Положением о Контрольно-счетной палате города-курорта Сочи и муниципальными нормативными правовыми актами.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Контрольно-счетной палатой, востребованы в комитетах Городского Собрания Сочи при принятии решений, касающихся эффективности деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также важнейших аспектов социально-экономического развития города Сочи.
Повысилось качество взаимодействия Контрольно-счетной палаты с органами прокуратуры, другими правоохранительными органами.
Осуществлялось системное совершенствование методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты, ведется работа по разработке и утверждению стандартов внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также методических рекомендаций по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Продолжена работа по расширению внедрения в практику Контрольно-счетной палаты аудита эффективности.
В 2013 году необходимо продолжить работу по дальнейшему укреплению и развитию единой системы контроля формирования и исполнения бюджета города Сочи.
Одним из приоритетов в работе Контрольно-счетной палаты в 2013 году будет проведение комплексного мероприятия по соблюдению установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Это определено, с одной стороны, поручениями Городского Собрания Сочи, с другой - данный вопрос будет в центре внимания всех контрольных органов РФ, так как в 2013 году планируется проведение общероссийского мероприятия по вопросам земельных отношений.
Задачами мероприятия в данной сфере являются оценка, с одной стороны, имущественного потенциала, а с другой стороны - управленческого ресурса, то есть результативности деятельности органов местного самоуправления по администрированию доходов, выявление системных проблем в данной сфере и определение подходов к их решению.
Будет продолжена работа по проведению контрольных мероприятий по использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию городской и краевой целевых программ "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города как горноклиматического и бальнеологического курорта", а также по городской целевой программе "Программа социально-экономического развития города Сочи на 2009 - 2013 годы".
В сфере контроля за реализацией задач бюджетной политики по обеспечению нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов планируется усилить деятельность экспертно-аналитического направления, будет продолжена работа по контролю за разработкой и реализацией целевых программ, муниципальных заданий.
Достижение намеченных целей неразрывно связано с повышением эффективности деятельности Контрольно-счетной палаты за счет:
- совершенствования научно-методологического, правового, информационно-технологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты;
- поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, информационного, материально-технического и финансового потенциала Контрольно-счетной палаты;
- повышения уровня и качества взаимодействия Контрольно-счетной палаты с органами внутреннего и внешнего контроля разных уровней, правоохранительными органами. Запланировано проведение совместных мероприятий с прокуратурой города Сочи;
- повышения информационной открытости и прозрачности процедур контроля путем освещения направлений деятельности Контрольно-счетной палаты на официальном сайте, размещения информации в СМИ.


------------------------------------------------------------------