Решение Краснодарского краевого суда от 22.05.2013 по делу N 3-9/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца восьмого части 3 статьи 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае">



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу № 3-9/2013

Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего - судьи Диянова С.П.,
при секретарях Н.Р.А., Н.Н.В.,
с участием прокурора - старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Краснодарского края Пономаревой П.Г., представителя Законодательного Собрания Краснодарского края - начальника отдела по взаимодействию с судами и правоохранительными органами правового управления Законодательного Собрания Краснодарского края З.Е.Ю., представителя Главы администрации (губернатора) Краснодарского края - заместителя начальника отдела правового обеспечения интересов администрации Краснодарского края в судах правового департамента администрации Краснодарского края Х.Н.Н., представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края - заместителя начальника отдела правового обеспечения в сфере земельных отношений юридического управления департамента имущественных отношений Краснодарского края М.С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.В.В. о признании абзаца 8 ч. 3 ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 23 октября 2002 г. № 532-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" недействующим со дня вступления в силу,

установил:

23 октября 2002 г. Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края № 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон № 532-КЗ).
Настоящий закон подписан Главой администрации (губернатором) Краснодарского края 05 ноября 2002 г. и вступил в силу со дня его официального опубликования за исключением ст. ст. 21 - 29, 40, которые вступили в силу с 28 января 2003 г.
Первоначальный текст Закона № 532-КЗ опубликован в изданиях "Кубанские новости" от 14 ноября 2002 г. № 240 и "Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края" от 18 ноября 2002 г. № 40 (70).
14 июля 2011 г. Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края № 2317-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", которым Закон № 532-КЗ дополнен ст. 14.1, устанавливающей порядок и условия предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей, и предусматривающей в том числе, что если в отношении земельного участка уже осуществлен государственный кадастровый учет, либо заявителем предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, орган местного самоуправления (муниципальный район, городской округ) принимает решение о заключении договора аренды земельного участка сроком до 10 лет без права переуступки прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги) и осуществляет действия по его государственной регистрации (ч. 8).
Настоящий закон подписан Главой администрации (губернатором) Краснодарского края 19 июля 2011 г. и вступил в силу со дня его официального опубликования.
Текст Закона № 532-КЗ в редакции от 14 июля 2011 г. опубликован в изданиях "Кубанские новости" от 02 августа 2011 г. № 127, "Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края" от 03 августа 2011 г. № 45 и на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru - 19 июля 2012 г.
В дальнейшем в ст. 14.1 Закона № 532-КЗ внесены изменения в соответствии с Законами Краснодарского края: от 04 октября 2011 г. № 2330-КЗ и от 28 декабря 2011 г. № 2417-КЗ.
Так, в частности, согласно Закона Краснодарского края от 28 декабря 2011 г. № 2417-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", а также о признании утратившими силу некоторых законов Краснодарского края и отдельных положений законодательных актов Краснодарского края", абзац 8 ч. 3 ст. 14.1 Закона № 532-КЗ изложен в следующей редакции: "Орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) принимает решение о заключении договора аренды земельного участка на срок, указанный заявителем, но не более чем на 10 лет, без права переуступки прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги) и осуществляет действия для его государственной регистрации".
Настоящий закон подписан Главой администрации (губернатором) Краснодарского края 28 декабря 2011 г. и вступил в силу со дня его официального опубликования за исключением п. п. 3 и 6 ст. 1, которые соответственно вступили в силу через 10 дней и три месяца после его официального опубликования.
Текст Закона № 532-КЗ в редакции от 28 декабря 2011 г. опубликован в изданиях "Кубанские новости" от 29 декабря 2011 г. № 233 и "Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края" от 11 января 2012 г. № 50.
Г.В.В. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просила признать абзац 8 ч. 3 ст. 14.1 Закона № 532-КЗ недействующим со дня вступления в силу в части слов: "без права переуступки прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги)", как противоречащий федеральному закону.
В обоснование заявленных требований заявитель указала, что постановлением администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края от 24 апреля 2012 г. № 451 ей, как гражданину, имеющему трех и более детей, 01 июня 2012 г. по договору аренды земельного участка предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:15:0413013:10, находящийся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет, расположенный в <...>.
Ей известно, что, согласно п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ, при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. п. 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
Однако, по мнению Г.В.В., оспариваемая норма (в части) нарушает ее право, гарантированное данной статьей Земельного кодекса РФ, передать третьим лицам, не являющимся ее близкими родственниками, права и обязанности по договору аренды земельного участка, арендатором которого она является, в связи с чем, как полагает заявитель, ей фактически созданы препятствия для осуществления переуступки прав по договору аренды земельного участка.
Представитель Законодательного Собрания Краснодарского края З.Е.Ю. в письменных возражениях на заявление просит отказать в его удовлетворении, указывая, что Закон № 532-КЗ принят Законодательным Собранием Краснодарского края с соблюдением порядка принятия нормативных правовых актов Краснодарского края, установленного ст. ст. 32, 34 Устава Краснодарского края, ст. ст. 5, 7 Федерального закона РФ от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. ст. 16 - 18 Закона Краснодарского края от 28 июня 1995 г. № 10-КЗ "О Законодательном Собрании Краснодарского края", в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством.
Кроме того, представитель заинтересованного лица указывает, что установление Законом № 532-КЗ в качестве условия предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, определенного запрета на переуступку права аренды (кроме детей, супруга или супруги), не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства между указанными гражданами и иными гражданами, приобретшими земельные участки в аренду по общим правилам, установленным Земельным кодексом РФ, имеющими права их переуступать в соответствии с п. 9 ст. 22 того же Кодекса.
Представитель Главы администрации (губернатора) Краснодарского края Х.Н.Н. в письменных возражениях на заявление также просит отказать в его удовлетворении, ссылаясь на подобные доводы, указывая, в частности, что оспариваемая норма (в части) Закона № 532-КЗ по своей сути, прежде всего, является одним из условий предоставления соответствующей дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей за счет средств бюджета Краснодарского края.
Кроме того, представитель заинтересованного лица указывает, что отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Г.В.В. оспариваемой нормой (в части).
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края М.С.А. в письменных возражениях на заявление также просит отказать в его удовлетворении, ссылаясь на подобные доводы, указывая, в частности, что поскольку условия предоставления земельных участков (бесплатно, без торгов и предварительного согласования места размещения объекта), предусмотренные ст. 14.1 Закона № 532-КЗ не для всех граждан, а только для граждан, имеющих трех и более детей, то их можно считать льготными, упрощенными и учитывающими сложное положение таких граждан.
Кроме того, представитель заинтересованного лица указывает, что возможность уступки прав по договору аренды земельного участка, предоставленного в порядке абзаца 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона № 532-КЗ, любому третьему лицу (кроме детей, супруга или супруги) нарушила бы принцип адресности предоставления определенных льгот категории граждан, имеющих право на эту льготу (преимущество).
По вызову суда Г.В.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила и об отложении судебного заседания не просила, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося заявителя, учитывая при этом, что при подаче заявления Г.В.В. просила о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц: Законодательного Собрания Краснодарского края - З.Е.Ю., Главы администрации (губернатора) Краснодарского края - Х.Н.Н. и департамента имущественных отношений Краснодарского края - М.С.А. также возражали относительно доводов заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях, и просили отказать в его удовлетворении, полагая заявленные требования незаконными и необоснованными.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Краснодарского края Пономаревой П.Г., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Краснодарский краевой суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, по смыслу данной правовой нормы заявитель, обращаясь в суд с соответствующим заявлением, должен указать какие его права и свободы нарушаются оспариваемым нормативным актом и каким положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным актам противоречит оспариваемый нормативный акт или его часть.
Как установлено и следует из материалов дела, Г.В.В. считает, что оспариваемая норма (в части) нарушает ее право, гарантированное п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ, передать третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги), не являющимся ее близкими родственниками, права и обязанности по договору аренды земельного участка, арендатором которого она является, и полагает, что ей фактически созданы препятствия для осуществления переуступки прав по договору аренды земельного участка.
Вместе с тем заявителем не учтено, что, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), также находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 ст. 26.3 названного Федерального закона устанавливает, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации могут устанавливаться не указанные в п. 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации также находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 2 Земельного кодекса РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Частью 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, системный анализ вышеуказанных правовых норм в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что федеральным законодательством субъекту Российской Федерации делегированы полномочия по определению случаев и порядка приобретения гражданами, имеющими трех и более детей, бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Как установлено и следует из материалов дела, реализуя предоставленные полномочия, Краснодарский край - субъект Российской Федерации Законом Краснодарского края от 19 июля 2011 г. № 2317-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" внес изменения в Закон № 532-КЗ, который дополнен ст. 14.1 о порядке и условиях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей.
Поскольку такие условия предоставления земельных участков (бесплатно, без торгов и предварительного согласования места размещения объекта) предусмотрены законодательством не для всех граждан, а только для граждан, имеющих трех и более детей, то, по мнению суда, их можно считать, по сути, дополнительной мерой социальной поддержки отдельной категории граждан субъектом Российской Федерации, реализуемой из бюджета самого субъекта Российской Федерации, то есть льготными, упрощенными и учитывающими сложное положение граждан вышеуказанной категории.
При этом суд также учитывает, что возможность уступки прав по договору аренды земельного участка, предоставленного в порядке абзаца 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона № 532-КЗ, любому третьему лицу (кроме детей, супруга или супруги) нарушила бы принцип адресности предоставления определенных льгот лицам, имеющим право на эти льготы (преимущество).
В таком случае неизбежно к лицам, которые не имеют трех и более детей, перешли бы не только права аренды без процедуры торгов (конкурса, аукциона), но и необоснованные преимущества по уплате арендной платы, поскольку, согласно разделу 3 приложения № 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 января 2011 г. № 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края", в случае заключения договора аренды земельного участка по результатам торгов (конкурса, аукциона), годовой размер арендной платы, определенный по результатам торгов, устанавливается на двенадцать месяцев со дня государственной регистрации заключенного по результатам торгов договора аренды земельного участка.
По истечении двенадцати месяцев со дня государственной регистрации заключенного по результатам торгов договора аренды земельного участка размер арендной платы за земельный участок рассчитывается на основании ставки арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка либо ставки арендной платы от рыночной стоимости земельного участка в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном соответственно разделом 2 либо разделом 4 Правил.
Кроме того, применительно к обстоятельствам настоящего дела, суд учитывает, что само по себе предоставление земельного участка в аренду не является в данном случае завершением процедуры предоставления льготы для вышеуказанной категории граждан, поскольку в дальнейшем конечным итогом предоставления льготы является возможность бесплатного приобретения заявителем в собственность земельного участка, предоставленного в аренду, с момента возникновения права собственности на построенный жилой дом в соответствии со ст. 14 Закона № 532-КЗ, на что прямо указывается в ст. 14.1 того же закона, то есть улучшение жилищных условий именно многодетных семей, а не иных граждан, которым не предоставляются льготные (преимущественные) условия приобретения земельных участков в нарушение принципа равенства.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемая норма (в части), прежде всего, направлена на то, чтобы гарантировать бесплатное и упрощенное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, без процедуры торгов (конкурса, аукциона), по результатам которых предоставление земельных участков осуществляется в ином порядке - лицам, выигравшим торги, с соблюдением принципа платности предоставления земельных участков, установленного земельным законодательством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемая норма (в части) не умаляет права и законные интересы Г.В.В., как гражданина, имеющего трех и более детей, по переуступке прав по договору аренды земельного участка в объеме, гарантированном федеральным законодательством.
Доводы Г.В.В., приведенные в заявлении, суд находит необоснованными по вышеизложенным основаниям, поскольку они направлены на иное толкование действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Как установлено и следует из материалов дела, Закон № 532-КЗ принят Законодательным Собранием Краснодарского края с соблюдением порядка принятия нормативных правовых актов Краснодарского края, установленного ст. ст. 32, 34 Устава Краснодарского края, ст. ст. 5, 7 Федерального закона РФ от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. ст. 16 - 18 Закона Краснодарского края от 28 июня 1995 г. № 10-КЗ "О Законодательном Собрании Краснодарского края", в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Краснодарский краевой суд

решил:

В удовлетворении заявления Г.В.В. о признании абзаца 8 ч. 3 ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 23 октября 2002 г. № 532-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" недействующим со дня вступления в силу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья
Краснодарского краевого суда


------------------------------------------------------------------