Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.05.2013 по делу N А32-26560/2012 <О признании недействующим пункта 2 приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.04.2012 N 5/2012-ат "Об установлении единых предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу № А32-26560/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2013 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи: Руденко Ф.Г., судей Гладкова В.А. и Бутченко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Динское АТП", ст. Динская
к Региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар
к Законодательному Собранию Краснодарского края, г. Краснодар
о признании действующими/недействующими
при участии в заседании:

от заявителя:
Трифонов В.Ф. - руководитель, паспорт
Егорова Т.А. - доверенность в деле, паспорт
от ответчика:
1.
Симонова Ю.А. - доверенность в деле, паспорт

Уланов Р.А. - доверенность в деле, паспорт
2.
уведомлен, не явился

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гридасовой К.С.

установил:

ОАО "Динское АТП", ст. Динская обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании:
недействующим пункт 2 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 апреля 2012 года № 5/2012-ат об установлении единого максимального тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения в размере 1.22 руб. за каждый пассажиро-километр как не соответствующий:

- Закону Краснодарского края от 7 июня 1999 г. № 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (статья 8) и
- Постановлению Главы администрации Краснодарского края от 27 декабря 1995 года № 660 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен тарифов) в Краснодарском крае" предельные тарифы об учете необходимой прибыли в пределах рентабельности не более 15%. (п. 8 Приложение № 1 "Порядок регулирования цен (тарифов в Краснодарском крае")
действующим Приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13 января 2010 года № 1/2010-ат об установлении экономически обоснованного тарифа в размере 1.45 руб. за пассажиро-километр на пригородных межрайонных маршрутах № 107, 108, 122, 127, обслуживаемых ОАО "Динское АТП".
действующим п. 1 Приложения (таблицы) к пункту 1 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 августа 2010 года № 17/2010-ат в части установления экономически обоснованного тарифа в размере 1.32 руб. за один пассажиро-километр на пригородных перевозках в муниципальном образовании Динской район, обслуживаемых ОАО "Динское АТП".
Представители заявителя в судебном заседании поддерживают заявленные требования, настаивают на их удовлетворении.
Представители РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края в судебном заседании возражают против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Законодательное Собрание Краснодарского края явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте которого извещено надлежащим образом Арбитражным судом. В отзыве от 25.03.2012 поддерживает позицию РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле (заявителя и РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края), суд установил следующее.
ОАО "Динское АТП" осуществляет перевозку пассажиров на пригородных маршрутах регулярного сообщения на основании договоров со специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края - департаментом транспорта Краснодарского края и администрацией муниципального образования Динской район.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в числе прочего государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Краснодарского края в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 "О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края" является РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 07.07.1999 года № 193-КЗ, орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края, устанавливает единые предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения.
Согласно пунктам 8 и 7 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 № 660 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае", в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров устанавливаются решением органа исполнительной власти с учетом необходимой прибыли в пределах рентабельности не более 15%.
Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13.01.2010 № 1/2010-ат "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом" установлен экономически обоснованный тариф в размере 1,45 руб. за пассажиро-километр на пригородных межрайонных маршрутах № 107, 108, 122, 127, обслуживаемых ОАО "Динское АТП".
Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 августа 2010 года № 17/2010-ат "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом и внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края" установлен экономически обоснованный тариф в размере 1,32 руб. за пассажиро-километр на пригородных перевозках в муниципальном образовании Динской район, обслуживаемых ОАО "Динское АТП".
Правильность расчета и экономическая обоснованность величины установленных тарифов на данный момент не оспорена.
В соответствии с оспариваемыми нормативными актами Приказы РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13.01.2010 № 1/2010-ат и от 18 августа 2010 года № 17/2010-ат утратили силу и не подлежат применению.

Пунктом 2 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.04.2010 № 5/2012-ат "Об установлении единого максимального тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края" установлены единые предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения в размере 1,22 руб. за каждый пассажиро-километр, подлежащие применению заявителем при осуществлении перевозок пассажиров на пригородных маршрутах регулярного сообщения.
В соответствии с положениями подпункта "ж" части 1 статьи 1, пункта 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" принят Закон Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае".
Статьей 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края, устанавливает единые предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения.
В соответствии с положением о РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652, органом исполнительной власти Краснодарского края уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края является РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Соответственно, по мнению РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края, согласно положениями статьи 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края уполномочен на установление единых предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения.
В обоснование данного толкования положений статьи 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края представлены копии актов прокурорского реагирования.
В соответствии с позицией прокуратуры Краснодарского края, отраженной в Представлении первого заместителя прокурора Краснодарского края от 05.10.2011 № 7/1-11-2011 об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции при осуществлении государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки является незаконным установление индивидуальных тарифов на услуги по перевозке пассажиров, превышающих предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров, устанавливаемый в соответствии с приказами региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Аналогичная позиция прокуратуры Краснодарского края изложена в протестах прокуратуры Краснодарского края от 05.10.2011 № 7/1-12-2011 и от 05.10.2011 № 7/1-12/23-2011.
По мнению РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края, при принятии оспариваемых приказов, учитывались указанные выше положения Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", а также позиция прокуратуры Краснодарского края.
Также, РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края представлены разъяснения Законодательного Собрания Краснодарского края от 06.09.2012 № 09/390 и от 25.07.12 № 09/378, согласно которым в соответствии с федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" единый тариф в целях тарифного регулирования не может быть дифференцирован по отдельным маршрутам и для отдельных перевозчиков.
Представители РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края считают, что ухудшение финансовых показателей части перевозчиков, полученное от введения единых тарифов, в том числе и заявителя, не является основанием для признания действующими Приказов РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края по установлению индивидуальных тарифов ранее признанными утратившими силу во исполнение статьи 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ.
Аналогичная позиция изложена Законодательным Собранием Краснодарского края в отзыве от 25.03.2013.
Считая, что оспариваемыми нормативными актами нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Так, заявителем подано дополнение к заявлению, в соответствии с которым заявитель указывает, что 18 апреля 2012 года пунктом 2 Приказа РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края № 5/2012-ат установлен единый максимальный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края в размере 1.22 руб. за каждый пассажиро-километр. Приказ опубликован в газете "Кубанские Новости" 26 апреля 2012 года № 77 (5131).
В связи с принятием вышеуказанного нормативного акта вступил в силу приказ от 9 ноября 2011 года № 23/2011-ат о признании утратившими силу ранее действовавших приказов, в том числе, приказа от 13.01.2010 № 1/2010-ат и приказа от 18.08.2010 № 17/2010-ат. (абз. 37 и абз. 48 п. 1).
Пункт 2 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 апреля 2012 года № 5/2012-ат "Об установлении единых предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края" не соответствует требованиям Постановления Главы администрации Краснодарского края от 27 декабря 1995 года № 660 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае".
По мнению заявителя, недействительность данного приказа восстанавливает действие ранее изданных приказов от 13.01.2010 № 1/2010-ат и от 18.08.2010 № 17/2010-ат, установившими для маршрутов, обслуживаемых ОАО "Динское ДТП", экономически обоснованные тарифы.
Восстановление действия приказа от 13.01.2010 № 1/2010-ат и приказа от 18.08.2010 17/2010-ат, по мнению заявителя, влечет признание недействующими абз. 37 и абз. 48 п. 1 приказа от 09.11.2011 № 23/2011-ат "О признании утратившим силу отдельных приказов региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края".
Принимая решение по данному делу, суд руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", администрация Краснодарского края в пределах своей компетенции осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также предоставляет меры социальной поддержки отдельным категориям граждан на эти виды перевозок.
Орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края, устанавливает единые предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения.
Главой администрации Краснодарского края в целях реализации указанных полномочий были приняты постановление главы от 14.06.2002 № 652 "О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края" и постановление от 27.12.1995 № 660 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае".
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652, РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 № 660, государственный орган осуществляет регулирование цен (тарифов) на указанные виды деятельности.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят в соответствии с полномочиями, которыми наделен государственный орган согласно положениями Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 № 660, и Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ.
Приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.04.2012 № 5/2012-ат "Об установлении единых предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края" опубликован в газете "Кубанские новости", № 77, 26.04.2012.
Приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 09.11.2011 № 23/2011-ат "О признании утратившими силу отдельных приказов РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края" опубликован к газете "Кубанские новости", № 209, 30.11.2011.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или части", целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием данного акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, необходимо проверять была ли обеспечена населению публичного образования возможность ознакомиться с его содержанием. В случае, если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании.
Указанная газета имеет распространение на территории всего Краснодарского края, и в данной газете публикуются нормативные правовые акты Законодательного Собрания Краснодарского края, администрации Краснодарского края и иных органов исполнительной власти Краснодарского края.
Таким образом, учитывая, что была обеспечена возможность ознакомления заявителя и иных лиц с содержанием оспариваемых нормативных актов общества, порядок опубликования оспариваемого нормативного акта не может быть признан нарушенным.
Письмом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 02.11.2011 № 57-9148/11-08 истребованы документы, необходимые для установления предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа.
Данные мероприятия осуществлены в соответствии с требованиями протеста прокуратуры Краснодарского края от 05.10.2011 № 7/1-12/23-2011, а также иными актами прокурорского реагирования, в соответствии с которыми тариф на перевозку пассажиров в пригородном и междугородном сообщениях должен быть установлен на одном уровне, без определения субъектности перевозчиков. При этом подлежат отмене индивидуальные тарифы, ранее установленные приказами РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
06.12.2011 года истребованные документы предоставлены и зарегистрированы в РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края за № 0125572.
07.12.2011 РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края известил общество о получении документов и их рассмотрении при установлении единых тарифов (извещение № 57-1072/11-08 от 07.12.2011 г.).
Также РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края запрошены реестры перевозчиков в пригородном и междугородном сообщениях Краснодарского края в департаменте транспорта Краснодарского края, муниципальных образованиях Краснодарского края и у ОАО "Кубаньпассажиравтотранс", осуществляющего диспетчеризацию и кассовое обслуживание указанной категории перевозчиков.
Также до всех хозяйствующих субъектов РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края доведена информация о порядке предоставления документов (письма РЭК-департамента 57-491/11-08 от 01.02.2011 года "О предоставлении информации", 57-6319/11-08 от 11.07.2011 года "Об установлении тарифов"). Кроме того, РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края направил 115 перевозчикам, с которыми заключены договора департаментом транспорта Краснодарского края, указанные на официальном сайте департамента транспорта Краснодарского края, информационное письмо № 57-9148/11-08 от 02.11.2011, в котором также указывалось на необходимость предоставления пакета документов для установления единых предельных тарифов в срок до 01.12.2011 года. Также информация была размещена на сайте заинтересованного лица.
Несмотря на все предпринятые меры, документы представлены только 15% перевозчиков от общего количества заявленных по реестру департамента транспорта Краснодарского края и КПАСС, из представивших более 70% подготовили расчеты, основанные на нормативных расходах. Таким образом, фактические затраты и доходы на перевозку, в целях установления единого предельного тарифа на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщениях Краснодарского края готовы подтвердить не более 5% перевозчиков.
В соответствии с требованиями прокуратуры Краснодарского края и разъяснениями депутата Законодательного Собрания Краснодарского края к обеспечению экономической обоснованности расходов, являющихся основанием для расчетов тарифов, заинтересованным лицом принято решение о недостаточности достоверности сведений для расчета единого тарифа по представленным фактическим данным. Кроме того, принято во внимание отсутствие краевых и федеральных методик и (или) нормативных документов каким-либо образом определяющих критерии формирования репрезентативной выборки перевозчиков для расчета единых тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.
На предприятия, представившие документы, направлено информационное письмо департамента (по списку) № 57-9148/11-08 от 02.11.11 об отказе в открытии тарифного дела на базе представленной документации по причине недостоверности и неполноты представленных документов. Также разъяснено о недопустимости установления индивидуальных тарифов, согласно требованиям прокуратуры Краснодарского края. Аналогичное письмо направлено главам муниципальных образований (городов и районов) Краснодарского края № 57-9059/11 от 28.10.11.
Учитывая отсутствие документов, подтверждающих фактические расходы перевозчиков, а также отсутствие репрезентативной выборки и методики ее определения, департаментом при принятии Приказа от 18.04.2012 № 5/2012-ат "Об установлении единых максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края" применен метод индексации установленных тарифов.
Согласно Методическим рекомендациям по формированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Краснодарского края, утвержденных Решением РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 ноября 2004 года № 26/2004-АТ, метод индексации установленных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом производится при объективном изменении условий деятельности перевозчиков, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги перевозчиков в предшествующем периоде.
Инфляционные изменения, повлиявшие на рост потребительских цен с момента предшествующего регулирования, подтверждаются показателями инфляции МЭРТ России (ИПЦ) и данными мониторинга изменения фактических цен региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края. Предшествующее регулирование на 2005 год осуществлялось на базе условий деятельности перевозчиков 2004 года с индексацией на индекс потребительских цен МЭРТ России. Топливо индексировалось на отраслевой индекс инфляции на производство нефтепродуктов на внутреннем рынке. При последующем регулировании применялся метод индексации установленных тарифов, согласно которого, необходимо рассчитать индекс роста тарифа, полученный при индексации статей калькуляции тарифа прошлых периодов.
Соответственно произведена индексация статьей расходов на топливо в составе единых тарифов на индекс изменения фактических цен на топливо за период регулирования, т.е. на 121,8%, так как данный индекс наиболее точно отражает изменение цен на бензин в розничной сети. Остальные статьи расходов предложено проиндексировать на индекс инфляции потребительских цен 105,1%.
Индекс, отражающий изменение условий деятельности перевозчиков, составил 111,7%.
В материалы дела представлены копии документов, подтверждающих указанные выше обстоятельства, экспертное заключение, материалы тарифного дела, учитываемые при расчете тарифов, установленных оспариваемым нормативным актом, а также выписка из протокола заседания правления РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края при принятии оспариваемых нормативных актов предприняты меры, обеспечивающие выполнение требований прокуратуры Краснодарского края в соответствии с разъяснениями депутата Законодательного Собрания Краснодарского края.
Кроме того, процедура принятия оспариваемого нормативного акта соответствовала действующему порядку рассмотрения тарифного дела и принятия тарифного решения.
Однако при принятии РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края оспариваемых нормативных актов не было учтено следующее.
В соответствии со статьей 58 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальное разъяснение порядка применения положений Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" должно быть дано Законодательным Собранием Краснодарского края в форме акта - разъяснения, имеющего ту же юридическую силу, что и Закон Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ.
Таким образом, официальное разъяснение Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ должно являться нормативным правовым актом Законодательного Собрания Краснодарского края, принимаемым в порядке и в соответствии с процедурами, установленными Законом Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ.
В соответствии со статьей 60 Законом Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ неофициальное толкование закона не носит юридически обязательного характера.
РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края не представлено доказательств, подтверждающих принятие Законодательным Собранием Краснодарского края акта - разъяснения, подтверждающих законность оспариваемых нормативных актов.
Акты прокурорского реагирования, копии которых приобщены к материалам дела, в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеют для суда преюдициального значения.
С учетом изложенного, правильность применения положений статьи 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ и пунктов 7, 8 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 № 660, должно оцениваться судом с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела.
В соответствии со статьей 3 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ маршрутом регулярного сообщения является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В соответствии со статьей 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ департамент устанавливает единые предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения.
Следовательно, на основании буквального толкования изложенных положений Закона департамент должен устанавливать единые предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа на каждый конкретный путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта (маршрут), которые определены в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 № 660, (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) регулирование тарифов на пассажирские перевозки должно обеспечить рентабельность данной деятельности в размере не более 15%.
Как указывает заявитель и подтверждает РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края, заявителем в результате осуществления регулируемой деятельности не обеспечено получение рентабельности, и данная деятельность является заведомо убыточной.
РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края не представлено доказательств опровергающих доводы заявителя о том, что введение единого предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа для всех перевозчиков края, без учета пассажиропотока на обслуживаемых маршрутах, повлекло достижение уровня рентабельности отдельными перевозчиками на уровне, превышающем 15%, а для иных перевозчиков, в том числе заявителя, применение единого тарифа привело к плановым убыткам от осуществления регулируемого вида деятельности.
Следовательно, принятие приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.04.2012 № 5/2012-ат не обеспечило надлежащее исполнение требований пунктов 7 и 8 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 № 660.
Таким образом, пункт 2 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.04.2012 № 5/2012-ат противоречит указанным выше положениям Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ и Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 № 660.
Кроме того, РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края не представлено доказательств опровергающих доводы заявителя, что пункт 2 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.04.2012 № 5/2012-ат, нарушает права и законные имущественные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку устанавливает тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края, являющиеся заведомо убыточными для общества.
Учитывая, что различные хозяйствующие субъекты, осуществляют перевозку пассажиров в различных условиях хозяйствования, одним из важнейших которых является пассажирооборот конкретного маршрута, то применение единых тарифов, в результате применения которых деятельность отдельных хозяйствующих субъектов является заведомо убыточной, а иных заведомо обеспечивает рентабельность на уровне, превышающем 15%, пункт 2 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.04.2012 № 5/2012-ат не обеспечивает недискриминационные и стабильные условия осуществления предпринимательской деятельности как для заявителя, так и для иных хозяйствующих субъектов, которым объективные условия осуществления регулируемого вида деятельности при несении экономически обоснованных затрат не дают возможность получения прибыли.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края не представило суду доказательств соответствия положений оспариваемого нормативного акта (пункта 2 Приказа Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края от 18 апреля 2012 года № 5/2012-ат об установлении единого максимального тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения в размере 1.22 руб. за каждый пассажиро-километр) закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также доказательства того, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права и законные имущественные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания недействующим пункт 2 Приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 апреля 2012 года № 5/2012-ат об установлении единого максимального тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения в размере 1.22 руб. за каждый пассажиро-километр, как не соответствующий Закону Краснодарского края от 7 июня 1999 № 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" и Постановлению Главы администрации Краснодарского края от 27 декабря 1995 года № 660 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен тарифов) в Краснодарском крае" предельные тарифы об учете необходимой прибыли в пределах рентабельности не более 15%.
В удовлетворении остальной части заявления следует отказать ввиду следующего.
Требования заявителя о признании действующим Приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13 января 2010 года № 1/2010-ат об установлении экономически обоснованного тарифа в размере 1.45 руб. за пассажиро-километр на пригородных межрайонных маршрутах № 107, 108, 122, 127, обслуживаемых ОАО "Динское АТП" и действующим п. 1 Приложения (таблицы) к пункту 1 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 августа 2010 года № 17/2010-ат в части установления экономически обоснованного тарифа в размере 1.32 руб. за один пассажиро-километр на пригородных перевозках в муниципальном образовании Динской район, обслуживаемых ОАО "Динское АТП", сводятся к определению судом тарифа на перевозку пассажиров и багажа, подлежащего применению на данный момент.
Однако в соответствии с вышеизложенными положениями действующих нормативных актов на территории Краснодарского края полномочиями по регулированию тарифов наделен РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не следует, что арбитражный суд наделен правом по регулированию тарифов на перевозку пассажиров, согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ суд вправе осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, установить соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, рассмотрение вопроса о признании действующим Приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13 января 2010 года № 1/2010-ат об установлении экономически обоснованного тарифа в размере 1.45 руб. за пассажиро-километр на пригородных межрайонных маршрутах № 107, 108, 122, 127, обслуживаемых ОАО "Динское АТП" и действующим п. 1 Приложения (таблицы) к пункту 1 Приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 августа 2010 года № 17/2010-ат в части установления экономически обоснованного тарифа в размере 1.32 руб. за один пассажиро-километр на пригородных перевозках в муниципальном образовании Динской район, обслуживаемых ОАО "Динское АТП" к компетенции арбитражного суда не отнесено, (в т.ч. каким-либо федеральным законом).
В соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу.
С учетом изложенного и руководствуясь вышеназванными нормативными актами, а также ст. 6.1, 65, 71, 110, 134 - 137, 153, 167 - 170, 176, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


Признать недействующим пункт 2 Приказа Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края от 18 апреля 2012 года № 5/2012-ат об установлении единого максимального тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения в размере 1.22 руб. за каждый пассажиро-километр как не соответствующий Закону Краснодарского края от 7 июня 1999 № 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" и Постановлению Главы администрации Краснодарского края от 27 декабря 1995 года № 660 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен тарифов) в Краснодарском крае" предельные тарифы об учете необходимой прибыли в пределах рентабельности не более 15%.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (ОГРН 1032304936399, ИНН 2308085811, адрес регистрации: г. Краснодар, ул. Красная, 22) в пользу Открытого акционерного общества "Динское АТП" (ОГРН 1062330009136, ИНН 2330033801, адрес регистрации ст. Динская, переулок Тельмана, 3) 2000 рублей в возмещение расходов по госпошлине.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий
Ф.Г.РУДЕНКО

Судьи
В.А.ГЛАДКОВ
Ю.В.БУТЧЕНКО


------------------------------------------------------------------