Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2013 по делу N А32-30866/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Правил возмещения Краснодарского края от 11.03.2011 N 215, в части предоставления субсидии сельскохозяйственным производителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу № А32-30866/2012

Резолютивная часть решения объявлена 05.04.2013.
Решение изготовлено в полном объеме 08.04.2013.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бутченко Ю.В.,
судей Колодкиной В.Г, Шкира Д.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Бараковской Натальи Владимировны, г. Москва,
к Администрации Краснодарского края, г. Краснодар, (1)
к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, г. Краснодар, (2)
об оспаривании пункта 2 Правил возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в Российских кредитных организациях и займам полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края № 215 от 11.03.2011, в части предоставления субсидии сельскохозяйственным производителям, зарегистрированным и осуществляющим, а не только осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края;
об обязании предоставить субсидию,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: не явился (извещен),

от заинтересованных лиц:
1) Свашенко Е.С. (доверенность от 24.12.2012);
2) Шевченко Т.В. (доверенность от 29.12.2012)

установил:

индивидуальный предприниматель Бараковская Наталья Владимировна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Краснодарского края (далее - администрация) и к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене пункта 2 Правил возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в Российских кредитных организациях и займам полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края № 215 от 11.03.2011, в части предоставления субсидии сельскохозяйственным производителям, зарегистрированным и осуществляющим, а не только осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края; об обязании министерства предоставить субсидию в целях оказания финансовой поддержки по инвестиционным кредитам (займам) полученным ИП Главой КФХ Бараковской Н.В. на приобретение сельскохозяйственной техники зерноуборочного комбайна РСМ-142 АКРОС-330 в ОАО Россельхозбанк дополнительный офис 3349/3/21 по кредитному договору № 100321/0058 от 06.05.2010 на сумму 4 173 000 рублей.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя не направил; поступило ходатайство о приобщении документов в электронном виде. Заявитель считает, что спор относиться к компетенции арбитражного суда; оспариваемый пункт Правил нарушает пункт 1 статьи 2, ч. 3 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 6.1 Закон Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае" и ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку ограничивает конкуренцию и ограничивает круг лиц, имеющих право получения субсидий из краевого бюджета в зависимости от регистрации сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Краснодарского края; заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Новопокровского района Краснодарского края и имеет временную регистрацию по месту пребывания с 2006 года, а также зарегистрирован с 2009 года в качестве индивидуального предпринимателя в г. Москве; имеет в собственности и аренде земельные участки на территории Новопокровского района Краснодарского края, в собственности сельхозтехнику (комбайн и три трактора), что подтверждает ведение предпринимательской деятельности на территории Краснодарского края, следовательно, заявитель относиться к сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края; место регистрации предпринимателя имеет значение только в целях налогообложения. Оспариваемым положением заявитель поставлен в неравные условия с иными сельскохозяйственными товаропроизводителями Краснодарского края, что нарушает его права и законные интересы в сфере финансовой и иной экономической деятельности. Подробно доводы заявителя изложены в заявлении и дополнении к нему.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах. Считают, что спор неподведомствен арбитражному суду; оспариваемый пункт Правил принят в пределах полномочий субъекта РФ, не противоречит положениям Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства РФ от 04.02.2009 № 90, которым утверждены Правила "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", статье 78 Бюджетного кодекса РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Краснодарского края от 26.12.2005 № 976-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства, организации проведения на территории Краснодарского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных". Требование заявителя об обязании предоставить субсидию не правомерно, поскольку заявление предпринимателя о ее выдаче в министерство не поступало, а направлялось в адрес главы Новопокровского района, который письмом от 01.11.2011 уведомил заявителя об отказе в связи с несоответствием условиям субсидирования; в министерство заявитель обращался только с письмом от 24.07.2012 о разъяснении порядка субсидирования, по результатам рассмотрения которого направлен ответ от 17.08.2012.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 02.04 по 05.04.2013 (статья 163 АПК РФ; информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет). После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствии представителей сторон; от заявителя поступило ходатайство о приобщении дополнения к заявлению. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.
В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и субъектам агропромышленного комплекса Краснодарского края, обеспечения их эффективной работы и финансовой устойчивости в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", Законами Краснодарского края от 29.12.2007 № 1354-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы" и от 28.01.2009 № 1690-КЗ "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае" постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 215 от 11.03.2011 утверждены Правила возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила № 215) (опубликовано в газете "Кубанские новости", № 55, 07.04.2011).
Указанные Правила № 215 устанавливают порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Согласно пункту 2 Правил № 215 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям потребительской кооперации, организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим промышленное рыбоводство, организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, и организациям, осуществляющим подработку, хранение и перевалку зерновых и масличных культур, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края (далее - заемщики).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 215 главным распорядителем средств краевого бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным заемщиками, является министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - уполномоченный орган).
Согласно выписки из ЕГРИП от 02.10.2012, свидетельства о госрегистрации КФХ от 26.03.2009, Бараковская Наталья Владимировна 26.03.2009 зарегистрирована МИФНС № 46 по г. Москве в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства за ОГРНИП 309774608500652. Основным видом экономической деятельности является выращивание зерновых и зернобобовых культур (код ОКВЭД 01.11.1); дополнительными видами являются - выращивание масленичных культур (01.11.3), выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов (01.11.6), овощеводство (01.12.1), разведение овец и коз (01.22.1), предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур (01.41.1), оптовая торговля зерном (51.21.1), оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, не включенным в другие группировки (51.21.5), оптовая торговля живыми животными (51.23), оптовая торговля непереработанными овощами, фруктами, орехами (51.31.2), прочая розничная торговля вне магазинов (52.63), деятельность автомобильного неспециализированного транспорта (60.24.2), аренда грузового автомобильного транспорта с водителем (60.24.3), хранение и складирование (63.12), хранение и складирование зерна (63.12.3), аренда сельскохозяйственных машин и оборудования (71.31).
ИП Главой КФХ Бараковской Н.В., на основании договора купли-продажи техники и/или оборудования от 10.02.2010 № РСМ-10/035-КР-К, заключенного с ООО "Югпром", договора о залоге транспортных средств от 06.05.2010 № 100321/0058-4 и кредитного договора от 06.05.2010 № 100321/0058, заключенных с ОАО Россельхозбанк дополнительный офис 3349/3/21, приобретен комбайн РСМ-142 АКРОС-530 в комплектации на сумму 4 637 000 рублей (акт приема-передачи от 28.04.2010 по договору от 10.02.2010 № РСМ-10/035-КР-К).
В соответствии со свидетельством № 110 от 25.05.2011 предприниматель зарегистрирован по месту пребывания в Новопокровском районе Краснодарского края на срок с 25.05.2011 по 25.05.2016.
Заявлением от 28.10.2011 № 20 предприниматель обратился к главе Новопокровского района Краснодарского края о предоставлении субсидии в рамках кредитного договора от 06.05.2010 № 100321/0058, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 № 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2010 № 242 "Об утверждении Положения о порядке расходования местными бюджетами субвенций из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Краснодарского края", постановлением администрации МО Новопокровский район от 28.04.2011 № 389 "Об утверждении порядка предоставления малым формам хозяйствования в АПК субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на территории Новопокровского района.
Уведомлением от 01.11.2011 № 01-03/117 заявителю отказано в принятии заявления к рассмотрению, поскольку хозяйство заявителя зарегистрировано в г. Москве. Данный отказ не обжалован в судебном порядке.
Министерство письмом от 17.08.2012 № 206.10-523/1204 по результатам рассмотрения обращения по вопросу предоставления субсидий со ссылками на ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 04.02.2009 № 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", пункт 2 Правил № 215, сообщило предпринимателю, что одним из условий предоставления субсидий из бюджета Краснодарского края является регистрация заемщика на территории Краснодарского края, и учитывая регистрацию заявителя в г. Москве, предпринимателю необходимо обратиться в уполномоченный орган по месту регистрации.
Предприниматель, посчитав, что пункт 2 Правил № 215 в части указания на предоставление субсидии сельскохозяйственным производителям, зарегистрированным и осуществляющим, а не только осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", статьям 2, 6, 6.1 Закона Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае" и нарушает его права и законные интересы при осуществлении финансовой и иной экономической деятельности, обратился с настоящим заявлением в суд.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
Согласно частям 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В силу п. 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила № 215 устанавливают порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Согласно пункту 2 Правил № 215 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям потребительской кооперации, организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим промышленное рыбоводство, организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, и организациям, осуществляющим подработку, хранение и перевалку зерновых и масличных культур, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края (далее - заемщики).
Как следует из выписки из ЕГРИП от 02.10.2012, свидетельства о госрегистрации КФХ от 26.03.2009, Бараковская Наталья Владимировна 26.03.2009 зарегистрирована в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства за ОГРНИП 309774608500652. Основным видом экономической деятельности является выращивание зерновых и зернобобовых культур (код ОКВЭД 01.11.1); дополнительными видами являются - выращивание масленичных культур (01.11.3), выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов (01.11.6), овощеводство (01.12.1), разведение овец и коз (01.22.1), предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур (01.41.1), оптовая торговля зерном (51.21.1), оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, не включенным в другие группировки (51.21.5), оптовая торговля живыми животными (51.23), оптовая торговля непереработанными овощами, фруктами, орехами (51.31.2), прочая розничная торговля вне магазинов (52.63), деятельность автомобильного неспециализированного транспорта (60.24.2), аренда грузового автомобильного транспорта с водителем (60.24.3), хранение и складирование (63.12), хранение и складирование зерна (63.12.3), аренда сельскохозяйственных машин и оборудования (71.31).
Таким образом, оспариваемый пункт Правил № 215 затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд пришел к выводу о подведомственности спора арбитражному суду.
Вместе с тем, Правила № 215 утратили силу в связи с изданием Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.03.2013 № 172, вступившего в силу на следующий день после дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru - 04.03.2013).
С учетом изложенного суд проверяет указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части на момент его издания.
Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно частям 2 - 4 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, если соответствуют критериям, определенным в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 1 части 3 закона).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно п. 1 ч. 1 статьи 7 названного закона государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в том числе, по направлению обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В силу п. 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики могут применяется мера в виде предоставления бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации - главой 10 Бюджетного кодекса РФ.
В статье 1 Закона Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае" определено, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства в Краснодарском крае, устойчивого развития сельских территорий осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Краснодарском крае.
В пункте 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ определено, что сельскохозяйственные товаропроизводители Краснодарского края - лица, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и осуществляющие деятельность по выращиванию, производству, переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Краснодарского края (пункт 1 статьи 2 названного закона).
Таким образом, сельскохозяйственными товаропроизводителями Краснодарского края являются, в том числе, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и осуществляющие деятельность на территории Краснодарского края.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно п. "д" части 2 статьи 5 данного закона в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе - место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства)).
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно выписки из ЕГРИП от 02.10.2012, свидетельства о госрегистрации КФХ от 26.03.2009, а также данных паспорта гражданина РФ, Бараковская Наталья Владимировна 26.03.2009 зарегистрирована МИФНС № 46 по г. Москве в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства; местом жительства является г. Москва.
Согласно статье 3 указанного Закона Краснодарского края к основным целям реализации аграрной политики относится, в частности, повышение эффективности сельскохозяйственного производства Краснодарского края, конкурентоспособности продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями. К основным принципам аграрной политики, в частности, сочетание государственных интересов и интересов субъектов агропромышленного комплекса Краснодарского края в сфере развития сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется в частности по направлению обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Согласно части 3 указанной статьи Закона направления государственной поддержки, предусматривающие установленный уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета, реализуются на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, пп. "ж" п. 2 части 1, частями 2 и 3 статьи 6.1 Закона Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ государственная поддержка развития сельскохозяйственного производства осуществляется за счет средств краевого бюджета в виде: субсидирования части затрат, понесенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на уплату процентов по кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края в области государственной поддержки сельскохозяйственного производства; субсидирования части затрат, понесенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области сельскохозяйственного производства, на уплату процентов по кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и используемым на приобретение материалов и оборудования для ведения овощеводства защищенного грунта, материалов для установки шпалеры при закладке садов и виноградников, строительных материалов для строительства производственных помещений, сооружений и теплиц.
Государственная поддержка, предусмотренная подпунктами "а" - "е" и "н" пункта 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Законом Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства, организации проведения в Краснодарском крае мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" за счет предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Предоставление средств из краевого бюджета на государственную поддержку развития деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства и переработки, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с долгосрочными краевыми целевыми и ведомственными целевыми программами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 (главы 10) Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В подпункте 2 пункта 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 № 90 (утратил силу с 01.01.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460) установлены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", согласно пункту 1 которых устанавливают порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 г. на срок до 10 лет, - на приобретение сельскохозяйственной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (подпункт "б" пункта 2 указанного закона);
Согласно приложению № 2 к Приказу Минсельхоза России от 18.05.2012 № 284 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90" (утрачивает силу с 06.04.2013) установлены "Тракторы" кодом 47 2000; "Машины сельскохозяйственные" кодом 47 3000.
В силу пункта 4 названного постановления субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия;
г) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации (далее - заемщики), в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.
Постановлением от 14.07.2007 № 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", в целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации утвердило прилагаемую Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, и рекомендовало органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом положений.
Законом Краснодарского края от 29.12.2007 № 1354-КЗ, на основании Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", распоряжения главы администрации Краснодарского края от 19.10.2007 № 913-р "О разработке краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Краснодарского края на 2008 - 2012 годы", утверждена краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы".
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что к полномочиям субъекта РФ относится принятие нормативного правового акта, регулирующего предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, за счет средств бюджета субъекта РФ, который должен определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий, в частности, нормативного правового акта, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
В статье 2 названного закона установлено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4, п. "б" части 1 и п. "г" части 2 статьи 5 названного закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно уставу Краснодарского края правовыми актами главы администрации (губернатора) края являются постановления и распоряжения. Администрация края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
Правила № 215 устанавливают порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий,
С учетом изложенного пункт 2 Правил № 215, утвержденных постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края № 215 от 11.03.2011, в части определения субъектов (категорий лиц), имеющих право на получение субсидий (зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края), принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ по вопросам возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в Российских кредитных организациях, соответствует, Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", статьям 2, 6, 6.1 Закона Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае".
В силу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании толкования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции для установления события нарушения данной правовой нормы необходимо установить, что орган местного самоуправления совершил действие (бездействие), выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, которое привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, для установления события нарушения необходимо доказать, что действия органа местного самоуправления препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту, и такие действия органа местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Названных доказательств заявителем не представлено, и учитывая то, что пункт 2 Правил № 215 принят в пределах полномочий, и такие полномочия установлены нормативно, то при установленных по делу обстоятельствах, оспариваемое положение в части установления субъектов на территории Краснодарского края, имеющих право на получение субсидий за счет средств бюджета Краснодарского края, не нарушает действующее законодательство, в том числе Закон о защите конкуренции.
Довод заявителя о том, что представленными свидетельствами о государственной регистрации права и договорами аренды земли подтверждается наличие в собственности и аренде земельных участков на территории Новопокровского района Краснодарского края, в собственности сельхозтехники (комбайн и три трактора), что свидетельствует о ведении предпринимательской деятельности на территории Краснодарского края, не принят судом.
Наличие в собственности и в аренде земельных участков не свидетельствует о соответствии заявителя критериям, определенным в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Согласно сведений трудовой книжки заявитель является с 10.03.2010 генеральным директором ООО "Земледелец"; согласно выписки из ЕГРИП дополнительными видами деятельности заявителя являются, в частности, предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур, деятельность автомобильного неспециализированного транспорта, аренда сельскохозяйственных машин и оборудования.
Определением суда от 13.02.2013 судом предлагалось заявителю представить доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым пунктом нормативного правового акта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; доказательства осуществления предпринимательской деятельности на территории Краснодарского края и наличия временной регистрации по месту пребывания с 2006 года; доказательства соответствия заявителя требованиям части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а именно соответствия заявителя признанию его сельскохозяйственным товаропроизводителем - осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Данных доказательств в материалы дела заявителем не представлено.
Материалы дела не содержат доказательств соответствия заявителя категории лиц, имеющим право на получение субсидий за счет краевого бюджета в порядке, определенном Правилами № 215, в части регистрации на территории края, а также доказательств соответствия заявителя критериям, определенным в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а именно осуществления производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализации этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
С учетом изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 193 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать пункта 2 Правил возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в Российских кредитных организациях и займам полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края № 215 от 11.03.2011, в части предоставления субсидии сельскохозяйственным производителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края, соответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", статьям 2, 6, 6.1 Закона Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае".
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа суд.

Председательствующий судья
Ю.В.БУТЧЕНКО

Судьи
В.Г.КОЛОДКИНА
Д.М.ШКИРА


------------------------------------------------------------------