Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2013 по делу N А32-5578/2012 <О признании недействующим пункта 24 приложения N 2 к приказу РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.11.2011 N 28/2011-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод" в части установления тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012 год для ЗАО "Фирма "Агрокомплекс" в отношении структурных подразделений: "Дружба" , "Газырское", "Родина", "Выселковское", "Староминское">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу № А32-5578/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23.01.2013.
Полный текст решения изготовлен 08.02.2013.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бутченко Ю.В.,
судей: Погорелова И.А., Руденко Ф.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Припаньковской Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс", ст. Выселки, ИНН 2328000083,
к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар,
об оспаривании нормативного правового акта в части
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Пазинюк Б.М. (доверенность от 02.04.2012),

от заинтересованного лица:
Уланов Р.А. (доверенность от 30.01.2012),

Воропаева М.Р. (доверенность от 15.10.2012),

установил:

закрытое акционерное общество фирма "Агрокомплекс" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) о признании недействующим пункта 24 приложения № 2 к приказу от 28.11.2011 № 28/2011-окк в части установления тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012 год для ЗАО фирма "Агрокомплекс" в отношении структурных подразделений: Дружба (Ревко), Газырское, Родина, Выселковское, Староминское (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, определение суда от 05.12.2012).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным заявлении и дополнениях к нему. Заявитель считает, что оспариваемый пункт 24 приложения № 2 к приказу от 28.11.2011 № 28/2011-окк не соответствует статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 24, 27, 38 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47 (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2011 № 19999), нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Считает, что установление тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012 год для ЗАО фирма "Агрокомплекс" в отношении структурных подразделений: Дружба (Ревко), Родина, Газырское, Выселковское, Староминское, экономически необоснованными; РЭК необоснованно частично не приняты заявленные обществом затраты в части затрат по статьям затрат ремонт и техническое обслуживание (по Родина, Газырское), на оплату труда (по Родина, Староминское) и амортизацию (по Дружба (Ревко), Родина, Газырское, Выселковское, Староминское), применение предельных индексов изменения тарифов организаций коммунального комплекса при установлении тарифов заявителю неправомерно; обоснование непринятия затрат в заявленных обществом суммах отсутствует.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, ссылаясь на законность в оспариваемой части нормативного правового акта, поскольку тарифы установлены обоснованно, считают в части не принятых расходов заявитель не обосновал заявленные суммы при расчете тарифов; применен метод фиксированных тарифов и предельный индекс изменения тарифов организаций коммунального комплекса. Пояснили, что тариф рассчитывался на основании документов заявителя, дополнительные документы у общества не запрашивались, поскольку по представленному пакету документов вопросов не возникло. Если убрать предельный индекс, тариф получится тот же, что и в предыдущем периоде регулирования.
РЭК заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы тарифов на холодную воду и водоотведение, установленных для ЗАО фирма "Агрокомплекс" приказом РЭК от 28.11.2011 № 28/2011-окк. Целью проведения экспертизы РЭК заявлена проверка экономической обоснованности тарифов, установленных оспариваемым приказом, и определение максимально предельных размеров тарифов для ЗАО фирма "Агрокомплекс" на 2012 год.
Представитель заявителя на ходатайство заинтересованного лица о проведении судебной экспертизы возражал, считает, что оснований для назначения экспертизы не имеется, поскольку заявитель ставит правовой вопрос, без решения которого арифметический расчет производить не имеет смысла.
В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Являясь одним из предусмотренных частью 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, заключение эксперта в силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Ходатайство РЭК судом рассмотрено и отклонено, поскольку на основании ст. 82 АПК РФ арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний.
Обществом заявлено в обоснование требований проверка оспариваемого приказа на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, разъяснение данного вопроса не требует специальных познаний, и из материалов дела не усматривается наличие оснований для назначения экспертизы.
Целью проведения экспертизы фактически РЭК заявлено установление тарифа для общества на 2012 год на основании материалов тарифного дела, которыми РЭК располагал при утверждении спорных тарифов.
Суд пришел к выводу, что цели заявленного ходатайства противоречат ч. 6 ст. 194 АПК РФ и суд не наделен полномочиями по установлению тарифа для общества по итогам рассмотрения дела; данные функциями наделен РЭК.
Вместе с тем, пунктом 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47 (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2011 № 19999; вступившим в силу 05.04.2011) при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. При необходимости, экспертиза осуществляется экспертной организацией, привлекаемой для этих целей регулирующим органом в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Таким образом, экспертиза при необходимости проводится регулирующим органом при определении размера тарифов, устанавливаемых для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
С учетом изложенного, в проведении экспертизы в рамках рассматриваемого дела судом для определения тарифа, подлежащего установлению для общества, необходимости не имеется.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что РЭК издан приказ от 28.11.2011 № 28/2011-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод", согласно пункту 2 которого установлены тарифы на холодную воду и водоотведение на 2012 год с календарной разбивкой в соответствии с приложением № 2. Пунктом 24 приложения 2 к указанному приказу установлены тарифы на холодную воду и водоотведение на 2012 год с календарной разбивкой для ЗАО "Агрокомплекс" в отношении в том числе структурных подразделений: Дружба (Ревко) (на холодную воду с 01.01 по 30.06.2012 - 8,41 руб. куб. м.; с 01.07. по 31.08.2012 - 8,91 руб. куб. м.; с 01.09 по 31.12.2012 - 9,39 руб. куб. м.), Родина (на холодную воду с 01.01 по 30.06.2012 - 6,98 руб. куб. м.; с 01.07. по 31.08.2012 - 7,40 руб. куб. м.; с 01.09 по 31.12.2012 - 7,79 руб. куб. м.), Газырское (на холодную воду с 01.01 по 30.06.2012 - 9,43 руб. куб. м.; с 01.07. по 31.08.2012 - 10,00 руб. куб. м.; с 01.09 по 31.12.2012 - 10,53 руб. куб. м.), Выселковское (с 01.01 по 30.06.2012 на холодную воду - 7,91 руб. куб. м., на водоотведение - 8,34 руб. куб. м.; с 01.07. по 31.08.2012 на холодную воду - 8,38 руб. куб. м., на водоотведение - 8,84 руб. куб. м.; с 01.09 по 31.12.2012 на холодную воду - 8,84 руб. куб. м., на водоотведение - 9,32 руб. куб. м.), Староминское (на водоотведение с 01.01 по 30.06.2012 - 6,42 руб. куб. м.; с 01.07. по 31.08.2012 - 6,81 руб. куб. м.; с 01.09 по 31.12.2012 - 7,16 руб. куб. м.).
Приказ от 28.11.2011 № 28/2011-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод" опубликован в газете "Кубанские Новости" № 212 от 05.12.2011.
Заявитель, полагает, что указанный нормативный акт, в обжалуемой части, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку заинтересованным лицом принято решение об установлении тарифа на оказываемые обществом услуги без экономического обоснования установленных тарифов при применении предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов.
Суд при принятии решения руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Организацией коммунального комплекса при этом признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Краснодарском крае таким органом является Региональная энергетическая комиссия - Департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В статье 3 Закона № 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, одним из которых является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ. Также установлены принципы достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, согласно части 5 статьи 9 Закона № 210-ФЗ орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность.
Данный принцип закреплен и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление № 520).
В силу части 3 статьи 13 Закона № 210-ФЗ - период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ - тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 названного федерального закона.
Из буквального толкования указанных положений Закона № 210-ФЗ следует, что в течение периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые должны быть не менее года, тарифы могут быть установлены с календарной разбивкой.
Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 4 Закона № 210 Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение (технологическое присоединение) к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (технологическое присоединение), надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; определяет федеральные органы исполнительной власти, утверждающие единую систему отчетности организаций коммунального комплекса и периодичность ее предоставления, методику проведения мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и иные методические указания и рекомендации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также организующие методическое обеспечение органов местного самоуправления по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Постановлением № 520 утверждены Основы ценообразования, разработанные в соответствии с Законом № 210-ФЗ и определяющие принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Законом № 210-ФЗ и Постановлением № 520 разработаны Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические рекомендации № 47).
Данные Методические указания предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 52 Постановления № 520 предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2010 № 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год. Для Краснодарского края предельный индекс составляет с 01.01 по 30.06.2012 - 100 процентов; с 01.07. по 31.08.2012 - 106 процентов; с 01.09 по 31.12.2012 - 111,9 процентов.
При этом, суд считает, что рост тарифов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по каждой отдельно взятой организации, оказывающей услуги водоснабжения, водоотведения потребителям того или иного муниципального образования, может составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденного предельного индекса.
Установление тарифа на водоснабжение для организации носит индивидуальный характер и зависит от экономически обоснованных затрат на эти услуги.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ ЗАО фирма "Агрокомплекс" является организацией коммунального комплекса, так как обществом осуществляется эксплуатация систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг водоснабжения, водоотведения. Закон об основах регулирования тарифов содержит императивное указание о регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, устанавливает основы регулирования тарифов таких организаций.
При издании приказа от 28.11.2011 № 28/2011-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод" в отношении ЗАО фирма "Агрокомплекс", по мнению РЭК, применен метод фиксированных тарифов, предусмотренный Постановлением № 520.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Законом № 210.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, и пунктом 11 Методических рекомендаций № 47 при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются: 1) метод установления фиксированных тарифов; 2) метод установления предельных тарифов; 3) метод индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций № 47 для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом. Срок для пересчета тарифов не может составлять менее 30 дней.
О выборе регулирования методом установления предельных тарифов орган регулирования уведомляет регулируемую организацию за 60 дней до срока подачи документов на установление тарифов и предоставляет ей доступ к массиву данных мониторинга производственных программ в отношении организаций коммунального комплекса, отвечающих критериям сопоставимости для регулируемой организации, финансовые потребности которых являются основанием для установления предельных максимальных и предельных минимальных тарифов (далее - аналогичные организации), определенных органом регулирования.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
В соответствии с пунктами 23 - 25 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями № 47.
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация; 5) прочие затраты.
Перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются методическими указаниями № 47.
Согласно пунктам 26 - 28 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В расходы, учитываемые при расчете финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, включаются дивиденды и другие расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса.
Из материалов дела следует, что при планировании затрат по статье "ремонт и техническое обслуживание" фактически, как следует из разъяснений в дополнительном отзыве РЭК от 15.10.2012 № 57-8193/12-11 стр. 5: "...сумма расходов на услуги автотранспортного цеха, услуги тракторов, услуги бригады трудоемких процессов, покупку материалов определены с применением индекса дефлятора. В результате произведенных расчетов определена сумма расчетных значений по статье "ремонт и техническое обслуживание".
Данный подход не соответствует методу установления фиксированных тарифов, а должен применяться при методе индексации установленных тарифов, определенном в п. 38 раздела VI Постановления № 520, согласно которому установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с использованием метода индексации установленных тарифов осуществляется путем умножения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменения условий деятельности организаций коммунального комплекса. Указанные индексы рассчитываются с использованием индексов, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации...".
В результате действий РЭК необоснованно скорректированы расчеты заявителя по статье затрат "ремонт и техническое обслуживание" по предприятию Родина, в результате чего не принято РЭК по пр. Родина: 1362,1 - 442,36 = 919,5 тыс. руб. затрат.
Таким же образом, с нарушением метода установления фиксированных тарифов рассчитаны и затраты по статье "Ремонт и техническое обслуживание" на 2012 г. по предприятию Газырское - затраты РЭК установила ниже рассчитанных на 2011 год: в тарифе на 2011 год для предприятия Газырское заложены затраты по данной статье в размере 237,8 тыс. руб., а в тарифе 2012 - 211,11 тыс. руб. При этом план реализации остался на прежнем уровне - 32,56 тыс. м3.
При определении затрат по статьям "Заработная плата", "Начисления на заработную плату" РЭК не осуществила оценки фактически достигнутых величин затрат, представленных заявителем расчетов фонда заработной платы на 2012 год, что следует из разъяснений в дополнительном отзыве РЭК на заявление от 15.10.2012 № 57-8193/12-11 стр. 6. Способ расчетов затрат, осуществленный РЭК, также не соответствовал методу установления фиксированных тарифов. Как следует из пояснений в дополнительном отзыве РЭК на заявление от 15.10.2012 № 57-8193/12-11 стр. 7: "В условиях вышесказанного, специалистами заинтересованного лица были учтены расходы в сумме 1465,61 тыс. руб. с ростом 105,1% относительно фактического уровня расходов данного вида 2011 года, что соответствует прогнозу потребительской инфляции для соответствующих лет".
Фактический уровень расходов 2011 года при расчете тарифов на 2012 год не мог использоваться, потому что еще не был сформирован. Таким образом, непринятие к рассмотрению документации, подтверждающей фактические затраты заработной платы, расчет затрат по статье "Заработная плата" предприятиям "Староминское", "Родина" произведенный РЭК на основании уровня расходов данного вида 2011 года, является нарушением норм Постановления № 520.
При таких обстоятельствах, ЗАО фирме "Агрокомплекс" необоснованно отказано в учете затрат на амортизацию основных средств предприятий: Дружба (Ревко), Газырское, Родина, Выселковское, Староминское. Причиной отказа РЭК указывает непредоставление заявителем плана расходования этих средств - в дополнительном отзыве РЭК стр. 8 "В представленных материалах на регулирование 2012 года по подразделениям "Дружба", "Родина", "Газырское", "Выселковское", "Староминское" отсутствуют сведения, план мероприятий и прочие источники информации об использовании (направлении) средств накопленной амортизации". Однако, в нормативных актах отсутствует условия о необходимости планирования расхода средств, поступающих от амортизационных отчислений регулируемой организацией. Отказ РЭК включать в расходы статью затрат "Амортизационные отчисления" является нарушением пп. 4 п. 24 Постановления № 520, и Методических указаний № 47.
РЭК необоснованно не включила в расчет финансовых потребностей на 2012 год затраты по следующим предприятиям заявителя: им. Ревко - 54,04 тыс. рублей, Родина - 1881 тыс. рублей, Газырское - 92,35 тыс. рублей, Выселковское водоотведение 124 тыс. рублей, водоснабжение 199,63 тыс. рублей, Староминское 469,62 тыс. рублей; всего 2820,64 тыс. рублей.

Из экспертного заключения РЭК № 24-28/2011-окк и выписке из протокола № 67 заседания правления РЭК от 28.11.2011 № 67 следует и судом установлено, что РЭК фактически установлены тарифы для общества на 2012 год по указанным подразделениям общества в размере, установленном на 2011 год приказом РЭК от 26.11.2010 № 16/2010-жкх, с применением предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов в соответствии с приказом ФСТ от 18.10.2010 № 248-э/1.
Представители РЭК в ходе судебного заседания пояснили, что если убрать предельный индекс, тариф получится тот же, что и в предыдущем периоде регулирования.
Вместе с тем, такой подход к установлению тарифов не является методом фиксированных тарифов и без установления экономически обоснованного тарифа противоречит принципам, установленным в статье 3 Закона № 210-ФЗ, а именно - полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ; достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса. Также указанный подход противоречит основному критерию при определении спорных тарифов - их экономической обоснованности (статья 9 Закона № 210-ФЗ).
Примененный метод РЭК фактически является методом индексации установленных тарифов, порядок применения которого установлен разделом 6 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520.
Согласно пунктам 37, 38 раздела 6 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, метод индексации установленных тарифов применяется при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров и услуг, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса в предшествующем периоде.
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с использованием метода индексации установленных тарифов осуществляется путем умножения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменения условий деятельности организаций коммунального комплекса.
Указанные индексы рассчитываются с использованием индексов, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации, и отражают изменение расходов организаций коммунального комплекса по отдельным статьям затрат с учетом долей соответствующих статей затрат в части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенной применительно к отдельному виду деятельности этой организации.
Доказательств соответствия расчета тарифов, установленных приказом от 28.11.2011 № 28/2011-окк в оспариваемой части, указанному методу материалы дела не содержат.
Вместе с тем баланс публичных и частных интересов при применении предельных индексов достигается применением статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ). Согласно этой норме размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии со статьей 6 Закона № 184-ФЗ. Данные положения действовали до 01.01.2012.
При рассмотрении дела РЭК не представил доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность непринятия затрат Общества на момент утвержденного тарифа, в связи с чем применение предельного индекса без установления экономически обоснованного расчета тарифа суд признать правомерным не может.
Довод РЭК об отсутствии документального подтверждения затрат обществом не принят судом по следующим основаниям.
В силу пункта 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением № 520 (далее - Правила № 520) организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением № 520, следующие документы: 1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; 2) производственная программа; 3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; 4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; 5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; 6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Согласно пункту 6 Правил № 520 в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.
В силу пункта 7 Правил № 520 органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Таким образом, в случае представления организацией коммунального хозяйства неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования должен известить об этом заявителя. Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального хозяйства дополнительные документы.
Согласно пунктам 15 и 16 Правил № 520 организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.
Ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
В процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При проведении экспертизы с привлечением экспертных организаций размещение заказа на оказание услуг по проведению экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В пункте 21 Методических указаний № 47 оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. При необходимости, экспертиза осуществляется экспертной организацией, привлекаемой для этих целей регулирующим органом в порядке, установленном Правилами № 520.

Из выписки из протокола № 67 заседания правления РЭК от 28.11.2011 № 67 (т. 1, л.д. 55) следует, что Тарифы утверждены на максимальном возможном уровне в соответствии с Приказом ФСТ от 18.10.2010 № 248-э/1. В ходе рассмотрения вопроса об утверждении тарифов участвовал представитель общества, который указывал на несогласие с утверждением тарифов в соответствии с указанным приказом ФСТ, поскольку РЭК не учтены все потребности организации для выполнения производственного плана; величина фактических затрат отличается от учтенной при формировании тарифов, не учтен размер плановой прибыли.
Из указанного протокола заседания РЭК следует и заинтересованным лицом в обоснование возражений в ходе судебного разбирательства указывается, что обществом не представлены подтверждающие документы по вопросу плановой прибыли.
Судом установлено, что в экспертном заключении РЭК № 24-28/2011-окк (т. 1, л.д. 64) и выписке из протокола № 67 заседания правления РЭК от 28.11.2011 № 67 не указано в связи с чем и на основании каких документов РЭК сделан вывод о невозможности принятия заявленных обществом в производственной программе на 2012 год показателей по статьям затрат ремонт и техническое обслуживание (по Родина, Газырское), на оплату труда (по Родина, Староминское) и амортизацию (по Дружба (Ревко), Родина, Газырское, Выселковское, Староминское).
Вместе с тем, в названном протоколе РЭК указывает, что документы для установления тарифа обществом представлены в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Доказательств того, что РЭК при анализе документов общества пришел к выводу об отсутствии документального обоснования обществом заявленных затрат, в деле не имеется. РЭК в соответствии с пунктом 7 Правил № 520 запрос обществу о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов, не направлял. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При установлении тарифов для общества экспертиза отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в порядке пунктов 16 Правил № 520 пункте 21 Методических указаний № 47 РЭК не проводилась. Экспертное заключение РЭК № 24-28/2011-окк такой экспертизой не является, поскольку оценка проведена сотрудниками РЭК. Доказательств привлечения экспертной организации с размещением заказа на оказание услуг по проведению экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, материалы дела не содержат.
Утверждение тарифа на 2012 год без учета фактически сложившейся себестоимости услуги, оказываемой обществом в 2012 г., не соответствует статьям 3, 9 Закона № 210-ФЗ и нарушает право общества на полное возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальной услуги.
В орган регулирования были обществом направлены необходимые расчетные документы для утверждения тарифов, производственная программа, которые оценивались комиссией, РЭК у общества не запрашивалась дополнительные расчетные материалы по формированию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2012 год.
Судом установлено, что расчет экономически обоснованного тарифа не был произведен органом, поскольку установление тарифов осуществлялось методом индексации, то есть к тарифам 2011 г. был применен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, установленный ФСТ.
Доводы РЭК об отсутствии оснований для установления тарифа выше предельного индекса изменения тарифов не обоснованы и не подтверждены доказательствами. Без установления размера экономически обоснованного тарифа сделать вывод об установлении тарифа выше либо ниже предельно допустимого с учетом индекса не возможно.
Согласно ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Исходя из смысла указанной правовой нормы, обоснованность установленного для общества тарифа должна быть доказана органом, принявшим оспариваемый акт. РЭК не доказала, что при принятии приказа от 28.11.2011 № 28/2011-окк в части установления тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012 год для ЗАО фирма "Агрокомплекс" в отношении структурных подразделений: Дружба (Ревко), Газырское, Родина, Выселковское, Староминское, учтено экономическое обоснование установленного тарифа методом экономически обоснованных затрат (расходов), проводилось экономическое обоснование установленных тарифов на основе многофакторного анализа оценочных характеристик, что повлекло нарушение установленных Законом № 210 принципов организации отношений в сфере водоотведения.
Оспариваемый обществом нормативный акт в оспариваемой части нарушает имущественные права заявителя и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере регулируемой деятельности, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 159, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Ходатайство Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края о назначении судебной экспертизы оставить без удовлетворения.
Признать недействующим п. 24 приложения № 2 к приказу Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.11.2011 № 28/2011-окк в части установления тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012 год для ЗАО фирма "Агрокомплекс" в отношении структурных подразделений: Дружба (Ревко), Газырское, Родина, Выселковское, Староминское, как несоответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Взыскать с Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края в пользу ЗАО фирма "Агрокомплекс" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Ю.В.БУТЧЕНКО

Судьи
И.А.ПОГОРЕЛОВ
Ф.Г.РУДЕНКО


------------------------------------------------------------------